Обитатели клуба «Развивашкин» большие любители
английского языка и путешествий, и вот уже несколько лет мы с нашими ребятами совместно с учениками одной из языковых школ Москвы путешествуем по странам изучаемого языка.
В мире столько разных программ для школьников и взрослых, что, зачастую, обыватель просто тонет в море рекламы и заманчивых предложений.
Как же определиться и вложить средства с пользой?
На наш взгляд, нужно начинать с понимания потребности и возможности своего ребёнка и сопоставления их с желаниями и амбициями родителей. Родители могут оплатить поездку, будут созданы все условия, с ребёнком будут работать лучшие англоязычные вожатые , ребенок будет посещать рейтинговую школу, а результат будет ....нулевой. Как так получается? Здесь мы имеем дело с несоответствием потребностей ребёнка и родителей. У ребёнка другие интересы. Оценка " 3" по английскому языку его вполне устраивает, он хочет стать футболистом, и английский ему не нужен, по его мнению. Его лучший друг едет в спортивный лагерь, и он тоже хочет присоединиться. И, конечно, мы, взрослые, знаем, что одно другому отнюдь не мешает, наша задача- воспитать разностороннюю личность ,где все качества будут востребованными. Только вот
есть одно НО. Начинать работу над личностью нужно чуть раньше, с рождения. Ребёнок будет есть и усваивать то, чем его кормят .Если ребёнок, сидя в коляске, ест чипсы и прочие снеки, гречневая каша навряд ли будет оценена им по достоинству в дальнейшем, если мобильный телефон и планшет заменяет живое общение и чтение детских книг, то зависимость обеспечена ( дети на переменах и на уроках "сидят" в телефонах), если семейные прогулки и экскурсии заменены на бесцельное шатание по двору с тем же телефоном, то у ребёнка формируются определённые вкусы и интересы, которые пронизывают всю его дальнейшую жизнь. Откуда же потом вдруг у него появится интерес к изучению иностранного языка? И здесь важно не запрещать постоянно что-то не делать, а предлагать альтернативу, увлекать другим, внедрять в жизнь нечто новое, полезный опыт себя и других.
Важно выбрать путь развития. Мы знаем детей, которые учатся хорошо в школе, при этом занимаются спортом, рисованием, творчеством, музыкой и все успевают. Это увлеченные дети. И это заслуга родителей. Их мамы не сидели вяло с подружкой на лавочке, пока их дети только научились ходить, они играли с ними в мячик, пели песни, рисовали на асфальте, ходили в развивающие клубы на занятия, заряжая их своей позитивной энергией и показывая многообразие мира. И вот перед нами трехлетний, семилетний, пятнадцатилетний ребенок, который любознателен, способен удивляться, развиваться и радоваться чему-то новому.
Однако, к сожалению, не редкость, к примеру, где-нибудь на Мальте в языковой поездке во время экскурсии слышать, как наши соотечественники лет 12-15 стоят, не слушают экскурсовода, и разговорная речь сплошь состоит из нецензурных выражений и мата. Горько, обидно, жаль упущенных возможностей. Ведь, упустив сейчас, уже не найдешь потом. И это уже совсем иной путь развития.
В связи с этим в свои языковые поездки мы стараемся отбирать заинтересованных детей, не для галочки, не для того, чтобы «порадовать деток», а для удовольствия и пользы одновременно.
Отличительной чертой поездок клуба Развивашкин является следующее:
Мы всегда беседуем с новыми участниками, ищем точки соприкосновения, пытаясь понять в "нашей ли он команде ";
Мы тщательно прорабатываем стандартную программу туроператора, максимально адаптируя её под наших ребят( включаемые дополнительные экскурсии, что-то меняем);
Прибыв на место назначения, мы находимся с ребятами с утра до ночи, монитором процесс обучения и досуга, принимаем участие в совместных мероприятиях;
Оперативно стараемся решить возникающие проблемы, однако даем возможность детям проявить свою самостоятельность.
Говоря о последней, не могу не вспомнить английское слово
mature. Его часто можно отнести к тем детям, которые уже умеют формировать свои собственные суждения, готовы к новым впечатлениям, готовы учиться, познавать, впитывать, общаться, анализировать, принимать самостоятельные решения и их выполнять, отвечать за свои поступки. С ними не надо сидеть делать уроки или писать им проекты всю ночь, «трясти» родителей из классной группы вотс ап, спрашивая домашнее задание. С такими детьми путешествовать -одно удовольствие.
Следующий аспект - это
уровень владения изучаемым языком на момент поездки. Со мной могут поспорить, но если ребёнок не учил язык или учил один год по обычной программе в школе - в языковой среде ему делать нечего. "Защитники" скажут, что все равно он что-то "впитает". Это "что-то" никак не сопоставимо с затратами и задачами на поездку. Англоязычные учителя в школах жалуются, что очень сложно проводить уроки, если среди учеников есть хотя бы один "нулевичок" .Ребёнок расстраивается сам и расстраивает остальных участников процесса.
Ещё один момент, столь популярен сейчас, это заявление родителей "давайте порадуем наших деток" .Опять же радовать надо с пользой, по теме и в меру .Языковая поездка - это ещё и опыт для детей , соприкосновение с другим менталитетом и ментальностью ,это труд, усилие над собой , соотношение своего "я" с другими "я" .Нужно быть готовым не только к развлечениям и удобствам 5-звездочного отеля, а к каким-то ситуациям, с которыми ты до этого не сталкивался и испытывать огромную радость и гордость, когда ты эти трудности преодолел с помощью языка и навыков общения.
В заключении хочется сказать, что каждая наша поездка по-своему уникальна и необычна ,так как мы сами всегда дополняем экскурсионные программы, ищем интересные достопримечательности , что-то близкое детям.
14 января 2018 года наш клуб побывал в гостях у
программы "Открывашка" на радио " Эхо Москвы", где мы как раз обсуждали языковые поездки ,и одна из участниц наших поездок рассказала о том, что дала ей поездка в Ирландию в плане совершенствования языковых навыков и навыков общения.
В Ирландии летом 2017 года мы с ребятами размещались в радушных ирландских семьях, обучались в школе ,изучали ирландскую культуру и традиции.
Передачу можно послушать по ссылке
https://echo.msk.ru/programs/apriscatole/2127994-echo/
Вернувшись
с Мальты, мы предложили детям поделиться своими впечатлениями от поездки. Мы получили следующие отзывы:
Софья, 15 лет :
«….В такой поездке я впервые. Она была интереснее и организованнее, чем я ожидала. Не на каждом подобном обучении предусмотрены ещё и внеклассные занятия с англоговорящими сопровождающими, но у нас они были - это огромный плюс. То есть практика была постоянной, а если мы пытались говорить на родном языке, сразу же делали замечание. Остров красивый, архитектура не привычная для нас, но тоже удивляет красотой.
Отправляясь в языковые путешествия (С ГРУППОЙ) вы в любом случае большую часть своего времени будите говорить на родном языке, потому что ваших сверстников вокруг много, а учителей и организаторов всего человек 10. Если вы серьёзно настроены на изучении английского, то не стоит лишний раз говорить по-русски. Используйте свои возможности по максимуму. В противном случае, 2-х недель обучения вам будет мало.
В таких поездах вам больше понадобится умение говорить, чем знание грамматики. Потому что, помимо школы, где вы будете общаться с учителями только на вашем уровне, вам ещё нужно будет общаться за её пределами с вожатыми и жителями, а здесь уже нельзя будет скромничать. Поэтому советую вам подтянуть разговорные знания перед поездкой. Но, по-моему, главное - не стесняться ошибаться, тогда обучение будет проходить легко и с пользой.»
А как же
меняются наши дети, когда возвращаются из поездок? В самую лучшую сторону
Им приходится решать бытовые проблемы на языке в стране изучаемого языка- они становятся более самостоятельными и стрессоустойчивыми;
Им хочется и приходится общаться со сверстниками из других стран- ломается языковой барьер ;
Ребятам нужно высказать свою точку зрения, объяснить ситуацию- они учатся структурировать свою речь, активируют словарный запас;
Хочется извлечь максимум полезной информации из экскурсии- развивают навыки говорения, задают вопросы ,совершенствуют навыки аудирования
Ну а на уроках дома в России
таких ребят всегда заметишь. Они более смело, открыто и полно высказываются на предложенные темы, в то время как их сверстники продолжают говорить исключительно в рамках заученных топиков. Говоря о достопримечательностях, они говорят о реальных вещах, которые они видели своими глазами, которые они прочувствовали. Чаще именно эти ребята спокойнее чувствуют себя на итоговых экзаменах и становятся победителями и призерами олимпиад. Так что мы всегда рады новым участникам!
Гончарова Наталья
Генеральный директор клуба «Развивашкин»